Из года в год, благодаря государственной поддержке аграриев, спрос на потребление минеральных удобрений в Казахстане стабильно набирает обороты. Производители и поставщики предлагают все больше разновидностей макро и микроэлементов для повышения урожайности, внедряют агроконсалтинг, обеспечивают их доступность на рынке и чтоб закрепиться на этом уже высококонкурентном рынке, и уж тем более занять лидирующие позиции нужно приложить немало усилий.
И сегодня у нас в гостях, директор молодой, но амбициозной компании «KAZCHEM», которая за столько короткое время вошла в топ 5 компаний и готов поделиться секретами своего успеха.
- Бауыржан Булатханулы, вашей компании всего год, но вы уже в топе лидеров на рынке минеральных удобрений Казахстана, в чём секрет такого успеха?
Во-первых, хочу сказать спасибо, что уделяете внимание развитию отрасли сельского хозяйства, которая является основой экономики нашей страны.
Думаю, весь секрет нашего успеха в том, что с самых первых дней становления кампании нами была сделана ставка на клиентоориентированность. Мы создавали и будем продолжать создавать максимально комфортные условия для аграриев Казахстана: своевременная поставка, субсидируемые удобрения, наличие товаров на складах, создание инфраструктуры и пр.
- Расскажите, с чего всё начиналось?
На рынок минеральных удобрений мы пришли в конце 2019 года, сразу же поставив перед собой основную цель его дальнейшее развитие для повышения качества сельхозпродукции. В целях эффективной реализации поставленных задач, в первую очередь, мы сформировали команду, изучили рынок и его потребности и определили партнеров, товары которых мы будем представлять нашим фермерам. Так, на сегодняшний день в нашей линейке представлены все виды минеральных удобрений для комплексного питания, от внутрипочвенного внесения до листовых подкормок, ведущих заводов России и Европы. Кстати, хочу отметить, что в этом году, «KAZCHEM» получил статус официального дистрибьютора компании «YARA» и мы стали первыми кто на рынке СНГ предлагает удобрения с гуминовыми кислотами.
Какие трудности встречались на Вашем пути в этот период?
В первый год нашей работы мы столкнулись с девальвацией. Думаю, многие ощутили на себе скачок доллара в марте 2020 года, и «KAZCHEM» не исключение. Помню, как тогда мы заключили договора с фермерами и некоторые из них произвели оплату в пятницу, а в понедельник с утра доллар скакнул. Мы, соответственно, оплату заводу произвести не успели, но, несмотря на это, не стали делать перерасчет своим клиентам, отгрузив товар по договорной стоимости. Как вы понимаете, в финансовом плане мы потеряли немало, но на кону стояло лояльность, благодаря которому доверие наших клиентов к нам стало еще крепче.
- Как пандемия сказалась на вашей компании?
- Безусловно карантин внёс свои коррективы и в нашу деятельность, но она скорее стало для нас толчком для развития. Но благо, отрасль сельского хозяйства оказалась вне жестких ограничений, страну то кормить нужно. Так для оперативной коммуникации с аграриями Казахстана, мы в срочном порядке стали внедрять электронные инструменты. Зарегистрировали компанию в ИС «Qoldau», для формирования заявок на получение субсидии, запустили call-center: +7 701 006 36 33, который фиксирует все звонки, разработали и запустили сайт kazchem.kz, через который можно формировать заявки на отгрузку товаров, внедрили онлайн обучение для агрономов, систему отслеживания вагонов, мобильный банкинг и электронный документооборот, тем самым став ещё экологичнее.
- Сложно ли было переходить из традиционных инструментов к цифровым коммуникациям с аграриями?
- Конечно, цифровой мир это одно, а понять потребности фермера вживую - это совсем другое. Так, наша команда агрономов отправилась посещать хозяйства по всему Казахстану. За лето они проехали более 30 000 километров в одном только северном регионе, посетив около сотни хозяйств. Вы даже не представляете, насколько это было увлекательное путешествие! Передвигаясь вместе с фермерами по их полям, они делились с нами своими жизненными историями, рассказывая боли и печали, демонстрируя поля, засеянные с удобрениями и без. Невооруженным взглядом можно было заметить разницу и гордость хозяев за свои «владения».
- Расскажите, чем обусловлено создание сразу сети региональных складов, это же немалые расходы в бюджете кампании.
- Благодаря прямому общению с фермерами, мы понимали, как важно развивать инфраструктуру и обеспечить доступность минеральных удобрений. Буквально за 2-3 месяца создана сеть региональных складов, расположенных в 8-ми регионах Казахстана. Места нахождения складов были выбраны с учетом основных потребностей аграриев: наличие ж/д тупиков и осуществление разгрузочно-погрузочных работ. Теперь отгрузка минеральных удобрений совершается в любое время года. Кроме того, при необходимости, компания производит доставку товаров железнодорожным или автомобильным транспортом напрямую до склада клиентов, либо сразу на поле, с целью снижения нагрузки на фермеров в пик сезона полевых работ.
- Каковы приоритеты развития отрасли на сегодняшний день?
- К сожалению, по сей день потребление минеральных удобрений на единицу посевной площади остается на низком уровне и составляет всего лишь 3,9 кг на гектар, тогда как в России вносят почти 61 кг на гектар. А площадь посевов, обработанных этими минеральными удобрениями, составляет всего лишь около 12% от всей посевной площади сельскохозяйственных культур в Казахстане. А вы только представьте потенциал нашей земли?! Ведь с каждым годом если не удобрять почву она истощается, поэтому наш основной ориентир помочь аграриям повысить продуктивность почвы и получить урожай с каждого гектара.
- Если говорить в цифрах, то какие показатели были достигнуты в целом?
За первый год нашей деятельности нами было поставлено около 20 тысяч тонн минеральных удобрений по всему Казахстану, это получается, что продуктивность около 400 тыс. гектар пахотных земель было восстановлено, что безусловно отразилось на количестве и качестве полученного фермерами впоследствии урожая. И это самое главное для нас, нам важен результат!
Говоря о своих достижениях и рассказывая о том с какими трудностями нам пришлось столкнуться в первый год нашей работы, я все же хочу от лица команды «KAZCHEM» и от себя лично поблагодарить каждого кто был с нами, тем самым помогая нам эффективно преодолеть возникающие препятствия на пути к успеху.
- «KAZCHEM» год назад и сегодня значительно вырос, поделитесь планами развития компании на ближайший год.
На пути к достижению статуса лидера отрасли на казахстанском рынке, мы нацелены и дальше работать над эффективным обеспечением потребностей аграриев своей страны. Уже этой весной запускаем собственное производство жидких азотных удобрений. Будем проводить полевые опыты, а также планируем выйти на зарубежные рынки: Китай, Узбекистан, Украина и др.
Слушая с каким неподдельным интересом и любовью Бауыржан Булатханов говорит о своём деле, мы смело можем сказать, что «KAZCHEM» двигается в правильном направлении, и это только благодаря доверию наших аграриев, «KAZCHEM» сегодня по праву считается одной из ведущих компаний по поставке минеральных удобрений в Казахстане.